Методические рекомендации по внедрению Стандарта деятельности органов местного самоуправления по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в муниципальных образованиях Республики Дагестан

В целях повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления по привлечению инвестиций и создания благоприятных условий для осуществления  инвестиционной деятельности  на муниципальном уровне был разработан Стандарт деятельности органов местного самоуправления по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в муниципальном образовании (далее – Стандарт).

Стандарт разработан в соответствии  с требованиями Стандарта деятельности органов исполнительной власти по обеспечению инвестиционного климата в субъекте Российской Федерации, подготовленного  Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов в партнерстве с общероссийской общественной организацией «Деловая Россия», а также с учетом  лучших российских и зарубежных практик привлечения инвестиций на муниципальном уровне.

Внедрение Стандарта в муниципальных образованиях Республики Дагестан позволит сформировать систему поддержки инвесторов и развития предпринимательства на муниципальном уровне, а также регламентировать порядок взаимодействия органов местного самоуправления, органов государственной власти Республики Дагестан, федеральных органов власти и инвесторов, в вопросах привлечения инвестиций.

Стандарт сфокусирован на следующих направлениях деятельности органов местного самоуправления:

  • формирование системы управления деятельностью по улучшению инвестиционного климата на муниципальном уровне;
  • разработка нормативно-правовой базы для осуществления инвестиционной деятельности;
  • создание и развитие инфраструктуры для осуществления инвестиционной деятельности;
  • повышение информационной открытости.

Стандарт содержит 11 разделов — минимально необходимые условия для формирования благоприятного инвестиционного климата в муниципальном образовании.

1. Утверждение Главой муниципального образования Инвестиционной стратегии муниципального образования до 2020 года.

В муниципальном образовании должна быть разработана, утверждена и принята к исполнению Инвестиционная стратегия (стратегия).

  1. Инвестиционная стратегия должна определять инвестиционные приоритеты муниципального образования – территории, отрасли, технологии опережающего развития, осваиваемые виды продукции, работ и услуг, планируемые к реализации инвестиционные проекты.
  2. Инвестиционная стратегия должна описывать взаимосвязанные по целям, задачам, срокам осуществления и ресурсам целевые программы, отдельные проекты и мероприятия, обеспечивающие рост инвестиций в муниципальном образовании.
  3. Проект Инвестиционной стратегии должен выноситься на публичное обсуждение.
  4. Инвестиционная стратегия утверждается Главой муниципального образования.
  5. Инвестиционная стратегия принимается в виде отдельного документа.

2. Ежегодное обращение главы администрации муниципального образования «Инвестиционный климат муниципального образования» в рамках ежегодного отчета о деятельности администрации муниципального образования.

Главе администрации муниципального образования предлагается представлять Ежегодное обращение об инвестиционном климате в муниципальном образовании, адресованное органам местного самоуправления, бизнесу, представителям предпринимательских объединений.

В обращении предлагается отражать результаты реализации программы социально-экономического развития муниципального образования в части инвестиционной политики, определять новые направления и приоритеты инвестиционной политики муниципального образования, и сообщать о ключевых мерах, которые необходимо реализовать в следующем году в целях привлечения инвестиций и улучшения условий ведения бизнеса в муниципальном образовании.

Инвестиционное послание может быть как отдельным документом, так и частью ежегодного  послания Главы муниципального образования.

  1. В рамках Инвестиционного послания должен быть подготовлен публичный отчет о выполнении Плана инвестиционной деятельности за год.
  2. Показателями инвестиционной активности в муниципалитете должны являться:
  • объем привлеченных внутренних и внешних инвестиций
  • динамика привлечения инвестиций
  • создание новых рабочих мест
  • динамика оборота организаций
  • реализация конкретных инвестиционных объектов
  1. Отдельной главой должны быть озвучены конкретные меры поддержки, которые руководство муниципалитета готово предложить существующим и потенциальным инвесторам для привлечения финансирования в стратегически значимые сферы экономики и отдельные производственные объекты.
  2. Кроме того, здесь должны быть указаны в общем виде и меры поддержки, действующие на региональном уровне.
  3. Вместе с публикацией Инвестиционного послания в СМИ, рекомендуется публичное выступление Главы муниципалитета с частью послания, посвященной инвестициям, перед представителями бизнеса и потенциальными инвесторами.

3. Создание и обеспечение функционирования специализированного раздела об инвестиционной деятельности муниципального образования на официальном сайте администрации муниципального образования.

Сеть Интернет — основной инструмент обеспечения прямой и обратной связи между властью, бизнесом, инвесторами и жителями муниципального района, вовлечения всех заинтересованных лиц в реализацию политики по привлечению инвестиций. Создание специализированного Интернет-ресурса, на котором консолидируется информация, полезная для потенциальных инвесторов и способствующая продвижению муниципального образования с точки зрения инвестиционной привлекательности, представляется неотъемлемым элементом деятельности по улучшению инвестиционного климата на территории муниципального образования.

  1. На официальном сайте администрации муниципального образования предлагается создать специализированный раздел об инвестиционной деятельности муниципального образования.
  2. Интернет-ресурс должен обеспечивать наглядное представление инвестиционных возможностей муниципального образования, основных направлений привлечения инвестиций в экономику муниципального образования и инфраструктуры, а также сбор и оперативное рассмотрение жалоб, обращений инвесторов.
  3. В раздел предлагается включить:

— контактные данные заместителя главы администрации муниципального образования, назначенного куратором инвестиционной деятельности, и сотрудников администрации, которые занимаются вопросами привлечения инвесторов, а также сопровождают реализацию инвестиционных проектов, начиная со стадии знакомства инвестора с муниципальным образованием до ввода объекта в эксплуатацию;

— нормативно-правовая база, включающая федеральное, региональное и муниципальное законодательство по вопросам инвестиционной деятельности;

— инвестиционный паспорт муниципального образования;

— информацию об инвестиционной привлекательности муниципального района;

— программу социально-экономического развития района с выделением раздела инвестиционной политики;

— план создания инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры в муниципальном районе;

— систематизированный перечень муниципальных земель и имущества, предлагаемых инвесторам для размещения производственных и иных объектов;

— порядок взаимодействия инвесторов с должностными лицами и органами местного самоуправления;

— описание мер поддержки инвестиций и инвестиционных проектов и порядок обращения для их получения;

— информацию о планах и результатах заседаний Совета по улучшению инвестиционного климата, поддержке инвестиционных проектов и экспертному отбору стратегических проектов при главе администрации района, протоколы его заседаний;

— информацию о планируемых, реализуемых и реализованных на территории муниципального образования инвестиционных проектах;

— информацию о канале (каналах) прямой связи инвесторов и руководства муниципального района;

— ссылки на инвестиционный портал Республики Дагестан  (http://investdag.ru/).

4. Наличие раздела «Инвестиционная политика» в программе социально-экономического развития муниципального образования.

В муниципальном образовании разработана, утверждена и принята к исполнению программа социально-экономического развития, представляющая собой комплексную систему целевых ориентиров социально-экономического развития муниципального образования, планируемых эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров, включающих научно-исследовательские, производственные, социально-экономические, организационно-хозяйственные, финансовые, инвестиционные меры, увязанные по ресурсам, исполнителям и срокам.

В состав программы предлагается включить раздел об инвестиционной деятельности, определяющий систему мер институционального, правового, организационного и финансового характера, направленных на обеспечение условий устойчивого социально-экономического развития, повышение инвестиционной привлекательности и усиления позиций муниципального образования.

В разделе предлагается обозначить:

— цели, задачи инвестиционной политики муниципального образования, целевые показатели, отражающие степень достижения целей;

— план мероприятий, направленных на достижение целей инвестиционной политики муниципального образования;

— видение текущих конкурентных преимуществ и слабых сторон муниципального образования (относительно других муниципальных образований) с точки зрения инвестиционной привлекательности;

— оценку потенциальных точек роста экономики муниципального образования, в том числе выявление приоритетных направлений инвестиционной деятельности на территории муниципального образования.

5. Принятие нормативно-правовых актов, предусматривающих предоставление льгот и преференций по налоговым платежам, зачисляемым в местный бюджет инвесторам, реализующим инвестиционные проекты на территории муниципального образования.

В муниципальном образовании предлагается создать нормативную правовую основу для осуществления инвестиционной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации об инвестиционной деятельности.

  1. В муниципальном образовании предлагается принять нормативные акты, устанавливающие основные направления участия муниципального образования в инвестиционной деятельности, в том числе создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности путем:
  • определения порядка обращения инвесторов за защитой и помощью, в том числе порядка обжалования неправомерных в отношении инвесторов решений и действий органов местного самоуправления;
  • защиты интересов и прав инвесторов, включая защиту от недобросовестной конкуренции и от ограничения доступа к рынку;
  • определения четких критериев и процедур получения поддержки;
  • прямого участия органов местного самоуправления в инвестиционной деятельности в рамках разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов;
  • выделения средств местных бюджетов для финансирования инвестиционных проектов;
  • проведения экспертизы инвестиционных проектов;
  • установления субъектам инвестиционной деятельности льгот по уплате местных налогов, арендной платы за земельные участки и иных сборов;
  • предоставления субъектам инвестиционной деятельности не противоречащих законодательству Российской Федерации льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, находящимися в собственности муниципального образования;
  • вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в собственности муниципального образования.
  1. Предлагается обеспечить постоянный мониторинг норм федерального и регионального законодательства для обеспечения соответствия муниципального законодательства данным нормам и новациям.
  2. Указанные нормы могут содержаться в разных нормативных правовых актах муниципального образования и информацию о таких документах предлагается в доступной, логически связанной форме изложить на официальном сайте муниципального образования в специализированном разделе об инвестиционной деятельности.

6. Создание Совета (или иного органа) по улучшению инвестиционного климата, поддержке инвестиционных проектов и экспертному отбору стратегических проектов при главе администрации муниципального образования.

В муниципальном образовании предлагается создать открытый совещательный орган — Совет (или иной орган) по улучшению инвестиционного климата, поддержке инвестиционных проектов и экспертному отбору стратегических проектов (далее – Совет), в рамках работы которого собираются глава администрации муниципального образования, представители органов местного самоуправления, бизнеса, инвесторов, представители предпринимательских объединений и экспертов.

Наличие Совета позволит согласовывать и координировать действия бизнеса и власти в вопросах улучшения инвестиционного климата, а также обеспечит вовлечение инвесторов в разработку и реализацию политики по привлечению инвестиций, общественную экспертизу инвестиционных проектов, рассмотрение инициатив бизнес-сообщества.

К основным задачам деятельности Совета предлагается отнести:

-разработку рекомендаций по муниципальной поддержке инвестиционных проектов и процессов, стимулированию инвестиционной активности на территории муниципального образования;

-разработку рекомендаций по организации взаимодействия органов местного самоуправления и участников инвестиционного процесса, в том числе рекомендаций по сокращению административных барьеров, препятствующих осуществлению такого взаимодействия;

-разработку предложений по приоритетным направлениям развития муниципального образования;

-рассмотрение результатов реализации инвестиционных проектов, включая несостоявшиеся и неуспешные, анализ причин неудач в реализации.

Совет предлагается возглавить главе администрации муниципального образования.

Положение о Совете, включая порядок его формирования, предлагается утвердить главой администрации муниципального образования.

Заседание Совета предлагается проводить публично и открыто. Предлагается обеспечить возможность личного участия в заседаниях инвесторов, не являющихся членами Совета. Протоколы заседаний с указанием всех принятых решений предлагается размещать в открытом доступе на официальном сайте муниципального образования в специализированном разделе об инвестиционной деятельности.

Предлагается вести контроль исполнения поручений и рекомендаций Совета.

7. Разработка и ежегодное обновление плана создания инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры в муниципальном образовании.

1. В Плане создания инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры в муниципальном образовании (далее – План) предлагается объединить перечень основных инфраструктурных объектов, строительство и реконструкция которых зафиксированы в действующих планах и программах Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и непосредственно муниципального образования, в том числе на условиях государственно-частного партнерства, инвестиционных программах субъектов естественных монополий и хозяйствующих субъектов с государственным и (или) муниципальным участием. При этом в отношении каждого объекта предлагается указать источники и размер финансирования (или указание на отсутствие подтверждения в финансировании), планируемые сроки сдачи и фактическое состояние (этап подготовки или исполнения).

2. В Плане предлагается указать планируемые к строительству (реконструкции) инвестиционные объекты с указанием требуемых мощностей потребления энергетических ресурсов.

3. План публикуется на сайте муниципального образования в специализированном разделе об инвестиционной деятельности, а также на официальном двуязычном инвестиционном интернет-портале Республики Дагестан (http://investdag.ru/).

8. Принятие главой муниципального образования инвестиционного паспорта муниципального образования.

Инвестиционный паспорт — это комплексный информационный бюллетень, рассчитанный на потенциальных инвесторов, которые получают полную и достоверную информацию об инвестиционном климате территории муниципального образования для оценки привлекательности вложения собственного капитала.

В инвестиционный паспорт муниципального образования предлагается включить следующие разделы:

— общие сведения о муниципальном образовании;

— показатели социально-экономического развития муниципального образования: экономика, местный бюджет, рынок труда, уровень и качество жизни, научно-техническая база и другие;

— перспективы социально-экономического развития муниципального образования;

— конкурентные преимущества муниципального образования;

— инвестиционная инфраструктура муниципального образования;

— нормативно-правовые акты муниципального образования, регламентирующие инвестиционный процесс;

— муниципальная поддержка инвестиционной деятельности (гарантии и льготы);

— направления деятельности и услуги по сопровождению инвестиционных проектов;

— предложения по инвестиционным проектам;

— контактная информация.

9. Проведение регламентации всех услуг, которые оказываются администрацией муниципального образования, либо подведомственными им муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями в ходе работы с инвесторами.

В целях систематизации и оптимизации перечня услуг, оказываемых инвесторам в ходе осуществления инвестиционной деятельности на территории муниципального образования администрациям предлагается:

  1. Разработать «дорожную карту» по работе с инвесторами, начиная с момента обращения инвестора в администрацию муниципального образования до ввода объекта в эксплуатацию, в том числе предоставление земельных участков и подключение к коммуникациям, находящимся в муниципальной собственности, включая сроки и перечень необходимых документов.

Ведение инвестиционных проектов предлагается осуществлять в единой информационной системе и по единым процедурам, предусматривающим наличие общей базы данных проектов, регистрации информации обо всех этапах взаимодействия с инициаторами проектов, возможность проведения анализа финансовых показателей, результатов взаимодействия субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности с муниципальными и государственными органами.

  1. Выявить процедуры, которые являются лишними, и определить возможность их сокращения.
  2. Провести анализ сроков выдачи разрешительной документации и определить возможность их сокращения.
  3. Совместно со снабжающими организациями рассмотреть возможность предоставления преференций для инвесторов в части получения рассрочки платежа за технологическое присоединение к сетям, находящимся в муниципальной собственности.
  4. Внести в нормативно-правовую базу муниципального образования соответствующие изменения по ликвидации лишних процедур и сокращению сроков выдачи разрешительной документации.

10. Наличие канала прямой связи инвесторов с Главой администрации муниципального образования, в целях оперативного решения возникающих в процессе инвестиционной деятельности проблем и вопросов.

В целях повышения эффективности и усиления координации деятельности по привлечению инвестиционных ресурсов, а также для взаимодействия с инвесторами, Глава администрации муниципального образования, лично несет ответственность за привлечение инвестиций и работе с инвесторами.

  1. В целях оперативного решения возникающих в процессе инвестиционной деятельности проблем и вопросов предлагается создать канал прямой связи инвесторов с Главой администрации муниципального образования.
  2. Посредством организации канала прямой связи предлагается обеспечить:

— равный доступ субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности к разрешению вопросов муниципальными служащими соответствующего вопросу уровня;

— контроль результатов и сроков рассмотрения обозначенных хозяйствующими субъектами вопросов и проблем.

  1. Каналами прямой связи, в частности, могут служить:

— «горячая линия» для субъектов инвестиционной деятельности;

— электронная приемная на официальном сайте муниципального образования в специализированном разделе об инвестиционной деятельности.

11. Обучение и повышение квалификации сотрудников, ответственных за привлечение инвестиций и работу с инвесторами.

В целях обучения и повышения квалификации сотрудников муниципальных образований, ответственных за привлечение инвестиций и работу с инвесторами, предлагается включать их в состав Совета (или иного органа) по улучшению инвестиционного климата, поддержке инвестиционных проектов и экспертному отбору стратегических проектов при главе администрации муниципального образования, необходимо  направлять на семинары, конференции, «Школы бизнеса» и другие тематические мероприятия, посвященные привлечению инвестиций и работе с инвесторами, проводимые органами исполнительной власти и организациями инфраструктуры поддержки бизнеса.

 

Скачать методические рекомендации по внедрению Стандарта деятельности органов местного самоуправления по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в муниципальных образованиях Республики Дагестан

Скачать регламент по внедрению Стандарта деятельности органов местного самоуправления по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в муниципальных образованиях Республики Дагестан